Prognosis 3

Краткая характеристика основных показателей прогностической деятельности

1. Количество ошибочных предсказаний

Этот показатель характеризует эффективность формирования адекватного прогноза и определяется по количеству ошибок при выявлении порядка чередования элементов второго и третьего наборов. Порядок считается выявленным, если испытуемый безошибочно определяет каждый следующий символ в трех циклах подряд. Показатель определяется усреднением суммы количества ошибок испытуемого при выявлении порядка чередования элементов второго и третьего наборов. В результате эксперимента было установлено, что эффективность прогнозирования при решении самого легкого варианта прогностической задачи является высокой, если при прогнозировании допущено не более 7 ошибок, средняя эффективность прогнозирования - от 7,5 до 11,5 ошибок. Более 12 ошибок - низкая эффективность прогнозирования. По мере усложнения задания количества допустимых ошибок прогнозирования соответственно увеличивается пропорционально длине последовательности. Способность испытуемого одновременно удерживать в памяти свои прогнозы и сопоставлять их с предъявляемой информацией характеризует распределяемость произвольного внимания, что позволяет совершать умозаключения о порядке чередования символов. Этот показатель определяемая по разности количества ошибок предсказания элементов второго и третьего наборов. Если количество ошибок предсказания элементов третьего набора существенно больше, чем второго, то это характеризует недостаточную лабильность, переключаемость произвольного внимания и свидетельствует о слабости процессов запечатления информации и недостатках внимания.

2. Наличие ошибок «отвлечения»

Общее количество ошибок отвлечения при решении 1-го и 2-го наборов характеризует сформированость процессов регуляции и устойчивость произвольного внимания, которое определяется как среднее количество ошибок “отвлечения”, допущенных после трех подряд правильно предсказанных циклов в прогнозируемой последовательности Наличие ошибок “отвлечения” указывает на то, что даже при кратковременном обследовании, низкий уровень избирательного внимания влияет на эффективности переработки информации. Большое количество ошибок «отвлечения» свидетельствует о трудностях поддержания стабильного уровня мозговой активности и выраженности нейродинамической недостаточности. Например, устойчивость внимания считается хорошей, если допускалось не более трех ошибок “отвлечения”. при решении легкого варианта прогностической задачи.

3. Точность воспроизведения ранее предложенных циклов последовательностей.

Отражает успешность воспроизведения по памяти порядков чередования элементов трех наборов. Он дает возможность определить особенности памяти испытуемых при “считывании” и «воспроизведении» информации из долговременной памяти. Определяется данный показатель по ошибочности или правильности воспроизведения порядка чередования элементов трех наборов после окончания их предъявления. Таким образом, Показатель 1 и Показатель 3 позволяют определять эффективность записи и воспроизведения информации в регистре кратковременной памяти, с одной стороны, и воспроизведения информации, поступающей на хранение в регистр долговременной памяти, - с другой. Трудности в воспроизведении порядка ранее правильно выявленных элементов набора свидетельствует о недостаточности механизма избирательного внимания, т.е. направленного «считывания» информации из памяти.

4. Стратегии прогнозирования

Стратегии прогнозирования обеспечивают активное восприятие релевантной информации. От избранных стратегий в значительной степени зависит успешность данного вида деятельности. Под “стратегией” мы подразумеваем некий алгоритм решения любой перцептивно-мыслительной задачи. Каждую стратегию характеризуют два важных свойства: эффективность (оптимальной будет такая стратегия, которая позволяет в максимальной степени адекватно реализовать поставленные цели) и степень трудности ее применения (определяется величиной умственных усилий, затраченных человеком при ее использовании).Использование рациональных стратегий способствуют отбору релевантной информации и обнаружению порядка поступления сигналов .Рациональные стратегии формируются в онтогенезе и зависят от уровня развития высших психических функций. В методике выделены 3 рациональные стратегии, приводящие к достижению цели оптимальным путем и 3 не рациональные.

5. Время реакции испытуемого на сигнал

Время осуществления каждого из наборов и воспроизведение порядка следования элементов по памяти характеризует скорость протекания психических процессов и уровень возможностей интеллектуальной деятельности человека. Принятие правильного решения в проблемной ситуации в результате адекватного прогноза событий позволяет эффективно и быстро достигать поставленных целей в постоянно меняющейся вероятностной окружающей среде. Среднее время реакции при решении каждого из трех наборов характеризует скорость формирования адекватного прогноза (хорошее, среднее, плохое), в основе которой лежит прочность установления ассоциативных связей и следовых процессов в коре головного мозга человека. Время реакции характеризует качество переработки сенсорной информации в ЦНС, эффективность процессов восприятия и продолжительность моторных составляющих двигательного акта. Однако продолжительность времени реакции определяется не только временем, необходимым для вовлечения в реакцию периферических звеньев двигательной системы, а главным образом продолжительностью принятия решения и организации программы двигательного акта.

2016-08-16 12:41:29